14.09.2024

У пчеловодов района снизились объёмы производства. Пчёлы поедают свой мёд

На вопросы нашего корреспондента Галины Кудряшовой отвечает потомственный пчеловод из Ждановки  Павел Емельянов (на снимке справа). 

– Павел Александрович, расскажите, когда и почему Вы решили заняться пасекой?

– Это было лет 15 назад. По образованию я инженер-программист. Мне надоело сидеть в офисе. А так как мой отец в девяностых годах занимался пчёлами, я предложил ему восстановить пасеку. И он согласился.  Всё началось с пяти ульев, а сейчас у меня  их триста.

– Насколько мне известно, триста ульев по российским стандартам – это уже не любительское пчеловодство, а промышленное.

– Да, я член Союза промышленных пчеловодов России. Пасека немаленькая и её обслуживают четыре человека. У меня промышленная технология, которая не требует поднимания ульев руками. Очень хорошо внедрена малая механизация. За основу взята канадская технология. Что она из себя представляет? Два улья я устанавливаю на одно деревянное дно. Для того, чтобы загрузить ульи на прицеп, использую установленный на нём манипулятор. Всё это я могу делать один. Загрузил пятьдесят пчелосемей на прицеп, сел в машину и отвёз за 500 километров. Разгрузил так же один. Раньше для этой работы требовалось от четырёх до шести человек. Наёмные рабочие в основном выполняют не очень квалифицированные, но необходимые на пасеке действия, такие как откачка мёда, подготовка пустых корпусов и прочее, которые просто отнимали бы у меня время.

– Какие продукты пчеловодства Вы производите?

– Весной я продаю пчелопакеты. Это первый продукт. До самого августа с каждой пчелосемьи я собираю пыльцу.  У меня есть специальное оборудование для её сушки, веяния, заморозки. Потом она вакуумируется по два килограмма и уходит на реализацию. Естественно, основной продукт – это мёд. Есть специальное оборудование по переплавке воска, которое я сам спроектировал и сделал. Кстати, тоже по канадской технологии.

– Расскажите о Вашей медоносной базе.

– Сам я коренной ждановский. Родился там и вырос. Интенсивное развитие сельского хозяйства привело к тому, что на фермерских полях никаких дикоросов. То есть агрономия на высоком уровне. Если это пары, то на них нет ни травинки. Поэтому я скооперировался с действующим фермером Владиславом Сотниковым, у которого в собственности есть порядка трёхсот гектаров земли, и он тоже пчеловод. Влад согласился вместе обрабатывать землю. В разные годы мы сеем разные медоносные культуры, такие как фацелию, синяк, донник жёлтый, донник белый. Настоящий Клондайк – это поле, заросшее самосевом розовым осотом, от которого все аграрии стараются избавиться, а для нас это отличный медонос. Одним словом, медоносную базу мы формируем сами.

– Как пчёлы реагируют на погодные катаклизмы, которые не перестают нас огорчать с самой весны? Повлияют ли они на количество и качество мёда и, соответственно, на его цену?

– Май показал, что человек беспомощен перед природой. Всю весну, пока стояли холода, мы кормили пчёл прошлогодним мёдом, оставшимся на выбракованных рамках. Была очень жёсткая просадка по развитию. В мае мы имели то, что должны были иметь на конец апреля. Конец июня опять показал свой характер: начались холода, и то, что пчёлы принесли, они всё съели за неделю, вернее, переработали мёд на кормление своего потомства. Для нас это мёд, а для них – корм. В июльские дожди пчёлы опять не летали, а поедали, что успели принести. Моя пасека стоит между Александровкой и Шарлыком. И там дождей было больше, чем в Ждановке.  Я даже не мог проехать туда на своей полноприводной машине. В этом году процентов на пятьдесят мёда меньше, как и его разнообразия. Соответственно, цена на мёд выросла.

– Какие проблемы беспокоят современных пчеловодов?

Прежде всего то, что наша отрасль недооценивается. Кое-кому ещё приходится доказывать, что продовольственная безопасность зависит и от пчёл. Опыляемые культуры принесут и доход, и корм красному мясу. Во-вторых, у нас создана прекрасная федеральная государственная информационная система «Меркурий» для предпринимателей, работающих с сельхозпродукцией. Как программист  говорю, что система отличная. Она объединила ветеринаров, производителей, перевозчиков и продавцов, избавив всех от бумажных документов, заменив их на электронные. Я работаю под контролем ветеринарной службы района, сдаю материал в лабораторию для проведения исследований на благополучное состояние пчёл, получаю необходимые справки, экспортирую мёд в Казахстан и в страны таможенного союза согласно ветеринарно-сопроводительным документам, выданным ветслужбой. Согласно поправкам к закону, которые вступят в силу с первого сентября, всем пчеловодам предстоит паспортизация пасеки и идентификация пчелосемей, даже если пасека состоит из двух ульев. В информационных системах «Меркурий» и «Хорриот» оформляются учёт и ветеринарно-сопроводительные документы, без которых нельзя на законном основании продавать никакие продукты животного происхождения, в том числе продукцию пчеловодства.

– Вы были участником Международного съезда пчеловодов, который проходил в конце января. Можно несколько слов об этом? И кто рядом с Вами на этом фото?

– Я уже четвёртый год являюсь членом Союза промышленных пчеловодов. Первый учредительный съезд состоялся в Ростове, следующие два проходили в Москве,  и вот последний, январский – в Уфе. В его работе принимали участие шестьсот человек из тридцати двух регионов и шести стран. В числе спикеров были два представителя из Соединённых Штатов Америки. Одного из них – Владимира Прокопенко – вы видите  рядом со мной на фотографии. Американские пчеловоды рассказали много интересного, что я сейчас применяю в своей работе. В руках у меня подарок, выполненный из мёда, который я вручил своему коллеге из-за рубежа. Кстати, оба представителя из США были русскоязычными, выходцами из Советского Союза.

– Скажите, чему, на Ваш взгляд, человечество может научиться у пчёл?

-Умению работать в команде. У пчёл я наблюдаю строгую иерархию, где каждый чётко выполняет свою работу. Одни летают за нектаром, другие строят соты, третьи охраняют жилище и так далее. У пчёл не бывает разногласий. Всё идеально продумано и совершенно. Пчелосемья –пример самого идеального общества.

– Спасибо за интересное интервью, приятно было пообщаться с человеком целеустремлённым, не боящимся смело двигаться вперёд, преодолевая все препятствия. Из пяти ульев вырастить пасеку до промышленного уровня не всем по силам. Желаю удачи в осуществлении всех Ваших планов.

Беседовала Галина КУДРЯШОВА.

Фото Екатерины Бурковой и предоставлено героем публикации.

Поделиться в соц. сетях