В отличие от своего киношного тёзки, Иван Васильевич Сорокин профессию не менял. Как пришёл семнадцатилетним парнишкой в цех, так у токарного станка стоит и сейчас. Лишь срочная служба в армии на два года прервала этот стаж.
Профессия токаря заключается в умении сформировать из безликого куска металла нужную деталь. Именно этим на протяжении вот уже сорока пяти лет и занимается искусный профессионал своего дела в цехе СХТ.
– Таких спецов, как Иван Сорокин, всё меньше становится, – говорит руководитель ОАО «Александровская сельхозтехника» Александр Кархалёв. – Мужик он работящий, ответственный. Жаль, что свои профессиональные навыки ему пока некому передать.
Работа токаря связана с ручным трудом. Он вытачивает детали, нарезает резьбу. В помощь мастеру есть различные станки и другие инструменты. Осваивал профессию Иван сразу на рабочем месте: трудиться начал после окончания школы в качестве подмастерья под руководством старшего и опытного наставника Петра Ивановича Баджурака.
– В цех я пришёл потому, что у меня друг Владимир Корольков здесь работал, – вспоминает Иван Васильевич. – Спустя два месяца в статусе ученика, шефство надо мной перешло к Петру Ивановичу Богомолову. Он помог мне постичь азы профессии.
На профессиональное становление Ивана повлиял ещё один Пётр – Казармушкин, с которым тридцать лет трудились плечом к плечу. Да и сам Иван Васильевич являлся учителем для восьми будущих специалистов, вот только из них по специальности лишь Павел Бадулин работает.
Специфика работы отнюдь не простая, но, по признанию мастера, ему интересна. Удивительно наблюдать за преображением металла под руками токаря. Словно к сливочному маслу прикасаются резцы к заготовке, и по точно заданной траектории появляется резьба на ранее гладкой поверхности. В тоненькие «локоны» превращаются излишки срезанного металла.
Мастер должен обладать твёрдой рукой, уметь «читать» чертежи, знать разновидности и свойства металла. Для более точной работы штангенциркуля не достаточно, здесь нужен микрометр. А если угораздило снять металла больше, чем было нужно, помогают сварщики, ювелирно наваривая его до необходимого размера.
– Некоторые детали бывают из чугуна или бронзы, – рассказывает о трудовых буднях токарь. – Случается экстренно вызывают, при поломке той или иной запчасти на пекарне или у техники, особенно в сезон посевных или уборочных работ.
Родственники говорят, что в роду у Ивана Васильевича его дед и дядька были знатными плотниками, а вот брат отца – тоже “токарил”. Сам мастер шутит, что всё круглое и блестящее в его ведении.
– За ударный труд меня наградили поездкой в Москву на 12-й всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Для деревенского парня это была впечатляющая своим размахом командировка. Понятно, что не награды стимулируют, а любовь к тому что делаешь, но воспоминания от фестиваля живы и сейчас. Очень надеюсь на возрождение профессии. Не даром же к нам школьников на экскурсии приводят. Есть среди мальчишек и те, у которых, как говорится, глаза «загораются», может кто-то из них и захочет мой опыт токаря перенять.