Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на свежем воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Чтобы лучше раскрыть эту тему, мы обратились к воспитателю детского сада «Родничок» Юлии Прокофьевой. Она рассказала нам о пользе прогулок и игр с детьми на свежем воздухе.
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, (если вокруг сверстники, для дошкольника это будет лучшая прогулка). У него развивается наблюдательность и воображение. Также нахождение ребенка на свежем воздухе имеет оздоровительное значение. Например, во время прогулки ребенок получает витамин Д, он очень полезен для укрепления костей. Прогулка так же является хорошим средством для укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита.
Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.
Прогулка с ребенком должна быть каждый день. Благоприятное время для игр на улице после завтрака и после дневного сна, когда солнце не такое палящее
Чтобы разнообразить прогулку с детьми, можно предложить им поиграть в веселые и активные игры. Каждая игра на свежем воздухе должна соответствовать дошкольному возрасту. Он делится на группы: первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная.
Например со средней группой можно поиграть в такую игру «Зайцы и волк». Цель этой игры – научить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Во ходе игры одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:
Зайцы скачут скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают – не идет ли волк.
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе.
Также с малышами можно поиграть в песочнице. В ходе игры развивается мелкая моторика рук, дети учатся совершать мелкие точные движения, развивают тактильные ощущения, креативное мышление, координацию. Существует связь между развитием моторики и общим умственным развитием: чем раньше и лучше ребенок освоит мелкие движения, тем успешнее будет развиваться его речь, память, внимание.
Для песочных приключений понадобится совсем немного игрушек – лопатки, ведерки, формочки. Но если их не оказалось под рукой, ничего страшного. Можно поиграть в игры с песком для детей раннего возраста , в которых не нужны никакие приспособления.
Например, со средней группой можно поиграть в игру «Какой песок?». Когда малыш научится различать свойства и хорошо говорить, пусть расскажет, какой песочек на ощупь: рассыпчатый, холодный, теплый, мокрый, сухой, шершавый, гладкий. Помогите ему подобрать слова и объясните, что они значат.
Еще можно поиграть в игру «Кто пришел?». В ходе игры нарисуйте на песке следы разных животных и предложите угадать, кто проходил мимо. После этого сравните, какие следы оставляет ваша нога и маленькая ножка – научите понятию формы и размера.
В детском саду мы с малышами любили строить «Городок»: из куличиков делали домики, у нас и водичка была и травка и многое другое.
Можно провести во время прогулки с детьми развивающие игры на знание времен года, явлений природы, животных, растений. Правильно организованная и проведенная прогулка обеспечит вашему малышу здоровье и гармоничное развитие.
Фото предоставлено из личного архива Юлией Прокофьевой.