03.10.2024

Нужно ли делать уроки с ребёнком?

Этот вопрос становится очень злободневным для всех родителей, чьи дети становятся школьниками, причём неважно, о каком классе идёт речь. Довольно часто сейчас можно услышать, что раньше с детьми родители не делали домашнее задание, что они с лёгкостью справлялись с этим процессом сами, а вот теперь это становится необходимостью из-за сложной образовательной программы. Этот вопрос я задала Резеде Кучаровой – психологу Александровской средней школы имени Рощепкина В.Д.

– Ответ напрямую зависит от того, как часто родители выполняют домашнее задание вместе с ребёнком: от случая к случаю или систематически. При любом раскладе позиция родителя по данному вопросу может быть различная: поддерживающая, спасательская или всесторонне контролирующая.

Первый вариант самый оптимальный и продуктивный. Взрослые помогают ребёнку, объясняют трудные моменты в домашнем задании, тем самым дают понять ему, что он не один в сложной для него ситуации.

Спасательская позиция начинается в тот момент, когда родитель осознаёт, что хорошей оценки за домашнюю работу ребёнок не получит, так как самостоятельно с заданием не справится, и тогда родители просто делают задание за него. К сожалению, итогом станет то, что ребёнок не получит знаний и не будет самостоятельным.

При контролирующей позиции родитель выступает в роли надзирателя. Это не позволяет выстроить доверительные отношения и не мотивирует ребёнка на самостоятельную работу. В итоге при выполнении уроков появится конфликтная ситуация, при которой родитель в глазах ребёнка становится раздражённым учителем. Вместо поддержки на него сваливаются упрёки. Всё это, в конечном счёте, негативно сказывается на личностном развитии ребёнка, он быстро теряет интерес к учёбе.

Для того чтобы выполнение домашних заданий было без стресса, следует придерживаться некоторых правил.

1. Приучайте к дисциплине. Пусть ребёнок каждый день выполняет домашнее задание в одно и то же время, в одном и том же месте. В случае, если по какой-то причине он не успел его сделать вечером, то можно сделать и пораньше с утра.

2. Договоритесь с ребёнком о правилах выполнения заданий, о том, что без вашего участия он может выполнить более лёгкие упражнения. А уже когда вы вернётесь с работы, тогда проверите всё сделанное и будете находиться рядом, чтобы помочь в более сложных заданиях.

3. Никогда не делайте уроки за ребёнка. Важно научить его думать и находить решение самостоятельно. Главное, чтобы он радовался каждой своей маленькой победе. Хвалите его за это.

4. Сотрудничайте с учителями. Такой союз поможет продуктивнее наладить работу по выполнению домашнего задания вашим ребёнком. Никогда не говорите в присутствии ребёнка плохо об учителе. Если вас что-то не устраивает и есть вопросы по успеваемости или освоению материала вашим ребёнком, обсуждайте это непосредственно с учителем.

5. Не следует сравнивать своего ребёнка с другими детьми, делающими домашние задания самостоятельно уже давно. Каждый человек индивидуален по – своему, у каждого свой путь к самостоятельности. Главное, чтобы процесс был постепенным. Сначала во время выполнения уроков находитесь рядом с ребёнком постоянно, затем только в случае, если у него возникают трудности в решении заданий. И уже через некоторое время вам будет нужно только проверять его уроки. Так ребёнок сам научится планировать своё время, и вам больше не нужно будет готовить домашние задания вместе с ним, дала советы психолог Резеда Кучарова.

Фото Олеси Воронковой

Поделиться в соц. сетях