За помощью при возникновении экстренной ситуации и для получения консультации по вопросам безопасности, все чаще граждане нашего района обращаются в Единую дежурную диспетчерскую службу- ЕДДС. С 2010 года ЕДДС создана в каждом муниципальном образовании нашего региона и являются частью системы 112, а всего их 42. Свой профессиональный праздник диспетчеры ЕДДС отмечают сегодня 11 февраля.
ЕДДС – это центр реагирования на все чрезвычайные ситуации, которые происходят в районе. Информация о разного рода происшествиях, их последствиях, выехавших на место службах стекается именно сюда и отсюда же распространяется по другим взаимодействующим службам.
При наборе номера 112, любой позвонивший попадает сначала в ЦОВ (Центр обработки вызовов) г. Оренбург. Там автоматически создаётся электронная карточка и направляется на место – в соответствующую ЕДДС. Время для реагирования на карточку у диспетчера службы ограничено – всего 30 секунд с момента поступления! Если в течение этого времени она не будет открыта, сигнал уходит выше. В карточку включены скорая, пожарная охрана, полиция… Диспетчер ЕДДС контролирует выполнение всех работ, время реагирования и только после отработки ситуации закрывает карточку.
ЕДДС постоянно взаимодействует с Центром управления кризисными ситуациями (ЦУКСом) МЧС России по Оренбургской области. Для этого существует отдельный канал видеоконференцсвязи, благодаря которому есть возможность соединить в видеорежиме все ЕДДС нашей страны. ЦУКС связывается с дежурным диспетчером в любое время дня и ночи, иногда – несколько раз в день.
Работают диспетчеры и с программно-аппаратным комплексом «МУССОН», который доводит до населения сигналы оповещения и экстренной информации. Для передачи таких сигналов или речевых сообщений используются электросирены, выносные акустические устройства. В прошлом году таковых в районе было установлено 4. Планируется увеличить их число до 73. Они работают в автоматизированном режиме и могут запускаться как с пункта управления Департамента пожарной безопасности Оренбурга, так и диспетчером ЕДДС. Нажатием одной кнопки включаются все сирены в районе. В рамках системы оповещения возможна и рассылка смс-оповещений, звуковых сообщений большой группе абонентов одновременно.
Подробностями работы с термоточками поделились дежурные, показав на мониторе компьютера работу соответствующей программы.
Со спутника регулярно поступает информация о территории муниципального образования. Если фиксируются вспышки или возгорания, со спутника идёт сигнал о термоточке. Время реагирования – полчаса: «пришла» термоточка, мы должны её открыть (она указана с точными координатами) и начать отрабатывать. Определяем меры реагирования: кто выезжает, в каком составе и т.д. – поясняют диспетчеры.
При возникновении ЧС, в течение первых 20 минут диспетчером формируется информационное донесение. Именно эта информация идёт потом в СМИ и повсюду.
Следует отметить, что диспетчеры работают ещё и с информацией по паспортам территории – обновляют, корректируют её. На все населенные пункты, социально-значимые территории – сады, школы, культурные объекты, избирательные участки, котельные и прочие разработан паспорт: документ, содержащий всевозможные характеристики и сведения. Если что-то случается на таком объекте – диспетчер ЕДДС открывает паспорт и владеет всей информацией. Его при необходимости могут открыть и в подразделениях МЧС городов Оренбурга, Нижнего Новгорода, Москвы.
Следят диспетчеры и за погодой – прогноз погоды приходит в ЕДДС от дежурной смены (ЦУКСа). Именно его выкладывают в пабликах диспетчерской службы, в соцсетях наряду с информацией о плановых и аварийных отключениях электричества или воды, перекрытии дорог. Для этого в Теlegram создана группа ЕДДС Александровка.
Диспетчеры работают в круглосуточном режиме. И днём, и ночью, и в праздники – в ЕДДС всегда есть человек, который ответит на ваш звонок.