Часто родители дошкольников сталкиваются с капризами и возрастными особенностями развития своих детей. Что это? Избалованность или первые проявления характера? Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду и подготовить к новому ответственному этапу – школе? Часть интересующих вопросов затронем в разговоре с педагогом-психологом детского сада «Родничок» Гульшат Галиаскаровой.
– Гульшат Мираловна, как подготовить ребёнка к первому посещению детского сада? С чего начать?
Адаптация – серьёзное испытание для малышей и их родителей. Для того чтобы ребёнок мог быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду, необходимо готовить его к поступлению заблаговременно. Привести домашний распорядок дня в соответствие с распорядком детского сада, расширять социальные горизонты ребёнка. Пусть привыкает общаться со своими сверстниками на детских площадках. Нужно прививать навыки самообслуживания. Многое зависит от психологической установки родителей. Чем спокойнее мамы и папы, тем увереннее чувствует себя малыш.
– Сейчас всё чаще можно услышать о детских возрастных кризисах. Это капризы избалованного чада или действительно проблема?
– У дошкольников существуют кризисы рождения, первого года, трёх и семи лет. Нужно понимать, что не следует привязывать ситуацию к конкретному возрасту – это условное название. Всё зависит от индивидуального темпа развития ребёнка. Ваш малыш может проявлять первые особенности своего характера, требовать, чтобы его интересы и предпочтения были услышаны, делиться своими тревогами. Этот вопрос требует общей работы как со стороны педагога, так и со стороны родителей. Когда вы поймёте, что кризис – явление временное, вам проще будет минимизировать его негативные проявления. Помогут доброжелательные и открытые отношения с ребёнком, новые способы взаимодействия (прогулки, беседы перед сном, совместное времяпрепровождение), а также неукоснительное соблюдение установленных вами правил.
– Ещё один из важных этапов для семьи – готовность ребёнка к школьному обучению. На что нужно обратить внимание родителям будущих первоклассников?
– Первоклассник в школе чувствует себя комфортно, если психологически подготовлен: достигнут определённый интеллектуальный уровень, налажено общение со сверстниками, друзьями, ребёнок может контролировать эмоции и проявлять волю. Особое внимание хочу уделить мотивационной готовности.
Ещё с детсадовской ступени будущий первоклассник должен понимать, зачем нужно ходить в школу, какая ответственность будет на нём лежать. Родителям следует приложить все усилия, чтобы сформировать желание идти в школу.
Фото Олеси Воронковой